ISO 9001- системы менеджмента качества

Международная Организация по Стантартизации (International Organisation of Standartization) — международная федерация национальных организаций выпустила ряд стандартов, в которых сформулированы требования к предприятиям.

ISO (ИСО) способствует разработке и применению международных стандартов во всех областях деловой жизни. Работа ISO (ИСО) основана на принципах, включающих сохранение существующих национальных систем в максимально возможной степени. Стандарты разрабатываются техническими комитетами, состоящими из экспертов, которых выдвигают соответствующие отрасли индустрии. Стандарт принимается, если его одобрили 75% членов ISO.

Одна из причин успеха ISO 9000 объясняется тем, что процесс сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 9000 помогает предприятию оптимизировать его хозяйственные и производственные процессы.

Стандарты ИСО серии  9000 (впервые опубликованы в 1987 году) — семейство стандартов, которые охватывают вопросы обеспечения качества и распространяется на все сферы деятельности предприятия. Это рекомендации по организационным действиям обеспечения качества.

ИСО 9000 — 2008. В семейство стандартов этой серии, входят стандарты:

  • ISO 9000:2005 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»  — представляет собой введение в СМК, а также словарь терминов и определений
  • ISO 9001:2008  «Система менеджмента качества. Требования.»  — устанавливает требования для систем менеджмента качества и определяет модель СМК, основанную на процессах
  • ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества»
  • В 2011 году опубликована новая редакция стандарта ISO 19011:2011 «Рекомендации по аудиту систем менеджмента», который дополняет стандарты серии ISO 9000 и содержит руководящие указания по проведению аудитов систем менеджмента качества и окружающей среды.

Сертификат ISO 9001 необходим предприятиям:

  • работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;
  • работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9001 является обязательным.

В некоторых странах предприятия должны иметь сертификат ISO 9001 для того, чтобы предлагать свою продукцию не только правительственным организациям, но и потребителям определённых сегментов.

Стандарт ISO 9001 предназначен для защиты потребителя. Потребитель желает иметь максимальную гарантию того, что качество продукции или услуги будет таким, каким обещает изготовитель. Такую гарантия и обеспечивают стандарт ISO 9001. Кроме того работа производителя в соответствии с ISO 9001 способствует снижению затрат, улучшению качества и сокращению сроков поставки за счёт создания базы, для развития организации и решения проблем.